Главная » Статьи » Конспекты занятий

КОНСПЕКТ НОД «ИГРЫ И ИГРУШКИ НЕНЕЦКОГО НАРОДА»

Программное содержание:

Художественно - эстетическое развитие. Формирование элементарных представлений о видах искусства:

         восприятия (рассматривания) подлинных предметов народного декоративно-прикладного искусства

Создание условий для приобретения опыта:

         восприятия (рассматривания) подлинных предметов (игрушек)

         овладения средствами художественного труда, в том числе овладения способами и приёмами складывания прямоугольного листа бумаги (гармошкой), использование лоскутов ткани для создания куклы.

Обеспечение развития первичных представлений:

         о правильной позе и необходимости быть аккуратным при работе за столом

Социально – коммуникативное развитие. Обеспечение развития первичных представлений:

         о способах саморегуляции собственных действий.

Создание условий для приобретения опыта:

    самостоятельной постановки цели, реализации замысла, отбора необходимых средств достижения цели, доведения начатого дела до завершения

- проявления желания участвовать в коллективных играх и занятиях со сверстниками, интереса к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности;

  • организации совместных игр со сверстниками, проявления и поддержания инициативы в совместной деятельности;

Познавательное развитие Создание условий для приобретения опыта:

         самостоятельного осуществления перцептивных (обследовательских) действий;

         развития познавательно-исследовательской деятельности, решения проблемных ситуаций.

Речевое развитие Создание условий для приобретения опыта:

         понимания и употребления в собственной речи  слов обозначающих разнообразные свойства и качества предметов

         новых слов, обозначающих названия  предметов быта; игр и игрушек.

Физическое развитие Создание условий для приобретения опыта:    инициативного, творческого участия в народных подвижных играх.

Интеграция областей: «Художественно - эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Оборудование: ИКТ, CD – проигрыватель; ненецкий костюм, презентация «Игры и игрушки ненецкого народа», альбомные листы, кусочки ткани, шерстяная нить; шапочки оленят, волка, оленихи, совы, мышей, бубен; палки для перетягивания, бруски для перепрыгивания; игрушки ненецких детей: лук и стрелы, вертушка, жужалка, ненецкие куклы «НГУХУКО»; песни ненецких авторов (спокойного и живого характера)

Предварительная работа:

1. Заучивания наизусть стихотворений о Севере.

2. Рассматривание иллюстраций «Северный край».

3. Рассматривание национальных игрушек, домашней утвари

4. Словарная работа: пологий холм, сопка, коренные жители, сукно, нарты, евражки, ягель, россыпи яшмы, первозданно, чистейшая лазурь.

5. Беседа о Дне оленевода, рассматривание фотографий.

6. Разучивание подвижной игры «Полярная сова и евражки».

7. Слушание музыкальных произведений народов Севера.

8. Знакомство с устным народным творчеством.

 

Ход НОД

- Ребята, сегодня я предлагаю отправиться в виртуальную экскурсию в тундру. (Слайд 1)

Воспитатель:

- Ребята, а вы знаете, какие коренные жители здесь издавна живут? (ненцы)

- Да, вы правы в том, что на Ямале в основном ненцы, но вместе с ними проживают, и другие национальности и тоже их можно назвать коренными, потому что родились и живут на Севере, это – ханты, красноселькупы, зыряне. И живут они большими семьями в стойбище. А вы знаете, что означает слово «стойбище»? Может кто – то из вас объяснит значение этого слова? (коренные жители в основном проживают в тундре в чумах, по несколько семей – это и называют стойбище) (слайд 2)

Появляется хозяйка чума (воспитатель в ненецкой одежде)

– Здравствуйте дети! Как хорошо, что вы пришли к нам в гости. Я познакомлю вас со своей семьей. Хозяин чума сейчас в тундре на охоте и мы ждем его возвращения. Это мои дети: дочь – Еля и сынок – Нойко. (слайд 3) А теперь вы расскажите о себе, откуда пришли?

Дети: Мы пришли в гости из нашего любимого детского

Хозяйка чума: А чем вы занимаетесь в детском саду?

Дети: В детском саду мы учимся рисовать, танцевать, играем в разные подвижные игры, учим стихи и т. д.

Хозяйка чума: Ребята, я знаю, что у вас в группе много разных игр и игрушек, а мои дети сегодня вам покажут свои ненецкие игрушки и научат вас играть в национальные спортивные игры.

На экране девочка в национальной одежде показывает свои игрушки

Хозяйка чума: Это моя дочка Еля. А ее куклу зовут НГУХУКО. Делают ее из утиного клювика, меха, бисера, сукна (слайд 4)

Хозяйка чума: Как вы думаете эта кукла девочка или мальчик? (это кукла – девочка.)

Хозяйка чума: А почему вы так думаете? (потому что она в ягушке, имеет косы, на голове платок)

Хозяйка чума: Правильно вы определили. Обратите внимание на ее платок. Он обильно украшен бисером и полосками сукна. Может кто-то вспомнит, что означает слово «сукно»? (это плотная ткань для изготовления ягушек, малиц)

Воспитатель показывает лоскуток ткани, дает потрогать и закрепляет слово «сукно»

Хозяйка чума: Ребята, вы запомнили, как зовут куклу? (Дети отвечают хором, 2-3 ребенка индивидуально)

Хозяйка чума: головы кукол делается  из клюва водоплавающих птиц, т. к. считается, что перелетные птицы ежегодно улетают к богу и являются чистыми и невинными. Ненецкие куклы не имеют на лице изображений. У ненцев считается если игрушка с глазами останется без присмотра, то в нее вселится злой дух, и она превратится во вредное существо, которое называется «Печак». Из маленького утиного клювика можно сделать куклу – младенца, из клювика побольше – можно сделать взрослую куколку.

(демонстрация кукол больших и маленьких) Но обратите внимание, что клювики разной раскраски, - если клювик черный – это кукла – женщина, если клювик черный с желтой окраской – это мужчина, дедушка или бабушка. (Слайд 5)

Хозяйка чума: Девочки всегда носят куклы с собой. Если мы уезжаем в гости или переезжаем на летние стойбища, они берут их с собой. У каждой девочки целая семья кукол «НГУХУКО», поэтому куклы, как и люди, ходят в гости, охотятся, пасут оленей.

Хозяйка чума: Ребята, я хочу научить вас играть в ненецкую подвижную игру, которая называется «Важенки и оленята».

Хозяйка чума: Ребята, кто такие важенки? (важенка - это олениха, мама олененка)

На площадке нарисовано несколько кругов. В каждом из них находится важенка и двое оленят. Волк сидит за сопкой. На слова ведущего:

- Бродит в тундре важенка,

С нею – оленята,

Объясняет каждому

Все, что непонятно…

Топают по лужам

Оленята малые.

Терпеливо слушая

Наставления мамины.

Играющие оленята свободно бегают по тундре, наклоняются, едят мох, пьют воду.

На слова «Волк идет! » оленята и важенки убегают в свои домики (круги). Пойманного оленёнка волк уводит с собой.

(Подвижная игра «Важенки и оленята» 2 раза)

Хозяйка чума: Молодцы, ребята! Все были внимательны, и никто не попался волку.

А это мой сынок Нойко. (слайд 6) Мальчики в тундре должны вырасти сильными, смелыми и ловкими. Мой сынок очень люблю играть с друзьями. Когда на улице непогода, дождь, снег, буран он с ребятами играет в чуме с игрушкой, которая называется жужжалка, а по- ненецки «ВЫВКО». Игра заключается в том, что концы ниток одеваются на пальцы и игрушка взмахом руки закручивается и издает определенный звук. Звук похож на завывание ветра. Ребята, послушайте, как в тундре завывает ветер. (Демонстрация игрушки) У ненцев есть такое поверье: с помощью «ВЫВКО» в жаркую погоду, в безветрие просить ветер, чтобы он пришел в стойбище и принес с собой прохладу. Сейчас каждый из вас попробует вызвать ветер, только напомните, пожалуйста, с помощью какой игрушки ненцы зазывают ветер в стойбище? (С помощью жужалки. А по – ненецки она называется «ВЫВКО»)

Хозяйка чума: Ребята, когда Нойко подрастет, папа изготовит ему игрушку, которая называется – ВЕРТУШКА. (Слайд7) Вертушками можно играть только на улице. Такая игрушка раскручивается ладонью руки и запускается в воздух. У кого дальше и выше – тот выиграл.

А вот следующая игра, называется «ЛУК И СТРЕЛЫ». Чтобы мальчики в тундре вырастали зоркими и отличными охотниками их с детства учат стрелять. (слайд 8)

Ребята, а сейчас давайте вспомним с какими игрушками вы познакомились?

(ответы детей: ненецкая кукла «НГУХУКО», игры для мальчиков – жужалка, по – ненецки «ВЫВКО», вертушка, лук и стрелы)

Хозяйка чума: Я, ребята, хочу вам рассказать о том, что в тундре у взрослых обязанности делятся на женские и мужские. Девочки, т. к. они будущие хозяюшки чума, рукодельничают, а мальчики играют в ненецкие спортивные игры. В них они становятся сильными, ловкими, смелыми, выносливыми, что очень необходимо будущим охотникам, рыбакам, оленеводам. Я предлагаю девочкам перейти в мастерскую, где научатся мастерить ненецких кукол, которые будут им напоминать о нашей встрече.

Мальчики, т. к. они будущие охотники, оленеводы, рыбаки, останутся со мной, и будут играть в ненецкие спортивные игры

В мастерской дети с воспитателем мастерят ненецких кукол. Воспитатель демонстрирует последовательность изготовления

Воспитатель: Для изготовления ненецких кукол нам понадобится: альбомный лист, три лоскутка ткани (1 –белый лоскуток, 2 – цветных лоскутка, шерстяная нить. (Показ раздаточного материала, демонстрация готовой куклы)

Способ изготовления игрушки.

1. Из альбомного листа изготавливается гармошка, путем складывания листа вдоль. (Показ образца)

2. Гармошку перегибаем пополам – это туловище. (Показ образца)

3. Складываем белый лоскуток ткани уголок к уголку, кладем на него туловище, делаем голову (показ образца)

4. Цветной лоскуток складываем уголок к уголку – это косынка, кладем на нее готовое туловище с головой, заворачиваем (показ образца)

5. Второй цветной лоскуток будет сарафан, оборачиваем сарафаном нашу куклу (показ образца)

6. Обвязываем сарафан шерстяной нитью. Кукла готова. (Показ образца)

Самостоятельная работа детей. (В мастерской звучит лирическая музыка народов Севера. Кто справился быстро и легко, воспитатель предлагает сделать дополнительную игрушку. Затрудняющимся детям – помогает)

Воспитатель: Молодцы, девочки, вы настоящие мастерицы. А сейчас нам пора возвращаться в стойбище.

 Пока девочки изготавливают кукол, мальчики состязаются в играх.

При состязательных играх звучит задорная музыка народов Севера

Хозяйка чума:

- Мальчики, сегодня мы научим вас играть в ненецкие спортивные игры. Национальные игры ярко отражают трудовую жизнь взрослых. Это: прыжки через нарты; - перетягивание палки.

Дети тундры вырастают ловкими, смелыми, сильными, зоркими, выдержанными и внимательными, а также и трудолюбивыми. Все это воспитывает у них любовь к родному краю.

Хозяйка чума: Мальчики, я познакомлю вас с национальной ненецкой игрой «ПЕРЕТЯГИВАНИЕ ПАЛКИ»

Хозяйка чума учитывает физические возможности детей. Из этого складываются пары

Сесть друг перед другом, немного согнув колени и опираясь ступнями в ступни соперника. Вытянув руки, взяться за палку так, чтобы она находилась между играющими на уровне глаз. Задача состоит в том, чтобы, оторвав соперника от земли перетянуть на свою сторону.

Хозяйка чума: А сейчас я познакомлю вас с распространенным видом состязаний – ПРЫЖКАМИ ЧЕРЕЗ НАРТЫ.

Спортивное состязание «Прыжки через нарты» Прыжки через нарты – широко распространенный вид состязаний среди народов Крайнего Севера, Азии, Европы, Америки. В России данный вид национальных физических упражнений классифицируется как вид спорта. Установлены разрядные нормативы, фиксируются рекорды. Высота спортивных нарт равняется 50см, ширина верхней части – 50см, нижней – 70см. Прыжки через нарты ставятся на ровной площадке поперек движению, на расстоянии 50см. друг от друга – в количестве 10 штук. Участник должен последовательно перепрыгивать через расставленные нарты, отталкиваясь двумя ногами, без остановки. После прыжка через последнюю нарту он прыжком поворачивается лицом к нартам и продолжает перепрыгивать в обратном направлении. Окончательный результат участника определяется по количеству перепрыгнутых нарт в лучшей попытке.

Выносливым детям разрешается повторить прыжки еще раз

Хозяйка чума: Молодцы, мальчики, вы показали свою выносливость, ловкость и прыгучесть. Я предлагаю играть в них в детском саду и познакомить с ними своих друзей.

(В стойбище возвращаются воспитатель с девочками, девочки показывают свои изделия, мальчики рассказывают в какие национальные игры играли)

Воспитатель: (обращается к Хозяйке чума и ее детям)

- Спасибо вам, что вы научили нас играть в ненецкие игры, познакомили с игрушками маленьких жителей тундры. В детском саду мы научились играть в подвижную игру «ПОЛЯРНАЯ СОВА И ЕВРАЖКИ». Нам бы хотелось в нее сейчас поиграть.

Хозяйка чума: А что означает слово евражки, дети знают? (евражки - это мыши)

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним правила игры.

(закрепляют правила игры)

Подвижная игра «Полярная сова и евражки»

Полярная сова находится в углу площадки. Остальные играющие – евражки (мышки). Под тихие ритмичные удары бубна евражки бегают на площадке, на громкий удар бубна евражки становятся столбиком, не шевелятся. Полярная сова облетает евражек и того, кто пошевелился или стоит не столбиком, уводит с собой.

В заключение игры (после 3-6 повторений) отмечают тех игроков, кто отличился большей выдержкой.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы очень ловкие и внимательные.

Хозяйка чума: Как хорошо, весело и интересно с вами, ребята. Вы очень любознательны, много знаете и многому научились сегодня. Понравились ли вам наши игры? А как они называются? (подвижная ненецкая игра «Важенки и оленята», подвижная игра «Полярная сова и евражки»)

- Как называется национальная ненецкая кукла? (национальная ненецкая кукла называется «НГУХУКО»)

Какие игры для мальчиков вам запомнились? (игры для мальчиков: жужалка, по – ненецки «ВЫВКО», вертушка, лук и стрелы; перетягивание палки, прыжки через нарты)

Воспитатель: Спасибо вам за гостеприимство. Мы сегодня действительно много узнали об удивительной жизни ненецкого народа, об их традициях и культуре. Все, чему мы научились у вас, покажем нашим друзьям в детском саду и дома.

Хозяйка чума: Ребята, если вам будут интересно узнать еще больше о культуре коренных жителей нашего края, мы ждем вас в гости. А теперь, до свидания!

Категория: Конспекты занятий | Добавил: Ириша (17.02.2018)
Просмотров: 13 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar