Главная » Статьи » Конспекты занятий

КОНСПЕКТ НОД «НЕНЕЦКИЕ ПРОМЫСЛЫ»

Программное содержание:

Художественно - эстетическое развитие.

Создание условий для приобретения опыта:

         восприятия красоты природы

         овладения нетрадиционными средствами рисования (по сырому),

Обеспечение развития первичных представлений:

         о правильной позе и необходимости быть аккуратным при работе за столом

Социально – коммуникативное развитие. Обеспечение развития первичных представлений:

         о способах саморегуляции собственных действий.

Создание условий для приобретения опыта:

         самостоятельной постановки цели, реализации замысла, отбора необходимых средств достижения цели, доведения начатого дела до завершения.

         о труде взрослых, материальных и нематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости, о различных сторонах трудовой деятельности людей

Познавательное развитие Создание условий для приобретения опыта:

         самостоятельного осуществления перцептивных (обследовательских) действий;

         развития познавательно-исследовательской деятельности, решения проблемных ситуаций;

         отражения в рисунках, придумывания вариантов создания изображений на одну и ту же тему, отталкиваясь от отдельных признаков действительности в сочетании с направленностью воображения на решение определённой творческой задачи.

Формирование первичных представлений

         о живой и неживой природе

Речевое развитие Создание условий для приобретения опыта:

         понимания и употребления в собственной речи  слов обозначающих разнообразные свойства и качества предметов

         новых слов, обозначающих названия животных,  рыб, явлений природы;

Физическое развитие Создание условий для приобретения опыта:    инициативного, творческого участия в  народных подвижных играх.

Интеграция областей: «Художественно - эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Оборудование: ИКТ, CD – проигрыватель;  презентация «Ненецкие промыслы», баночки, краски, кисточки, обручи,, кольцеброс.

 

Ход

- Ребята, отгадайте загадку:

Небо красноватое играет –

Будто там бруснику собирает.

Мажет ею огненные тучи

Ставший на дыбы медведь могучий...

Пляшет золотистыми столбами,

Плещется искристыми цветами

Над землёю радужное пламя. Это? (северное сияние)

- Правильно, а где бывает северное сияние? (на севере)

- Ребята, а мы с вами знаем, что на севере живут ненцы.

- А вы знаете, чем занимаются эти люди?

- Рыболовство (слайд 1)

- Кто ловит рыбу? (рыбаки)

- Где ловят рыбу? (в реках, озерах, морях.)

- На чем плавают рыбаки по рекам летом? (на лодках).

- Раньше они выдалбливали лодку из одного бревна, и называлась она обласок.

- Для чего ловят рыбу? (чтобы есть)

- Из рыбы делают консервы, сушат, вялят ее и отправляют во все концы нашей страны, а также обменивают консервы рыбные на другие товары с другими странами.

- Как зимой ловят рыбу? (прорубают прорубь)

- Она называется майна.

- Посмотрите какую рыбу ловят. (Слайд 2) Щука, язь, налим, остер, ряпушка, пыжьян, окунь, сырок, муксун

- Рыбу по–другому называют живое серебро.

- Ребята, а какое у ненцев основное занятие, как вы думаете ? (оленеводство).

- Правильно. На чем ездят люди на Севере? (на оленях)

- Основным транспортом являются олени и собаки (слайд 3)

- Сани, в которые впрягают оленей и собак называются нарты.

- Нарты бывают легковые, для катания (слайд 4); грузовые, для тяжестей (слайд 5); специальные для перевозки дров

- Кто пасет оленей? (оленеводы) (слайд 6)

- А почему на севере не ездят на лошадях? (лошади там не живут)

- Потому что олень легче лошади, он не проваливается глубоко в снег благодаря своим широким копытам.

- Чем питаются олени? (мхом/ягелем, который вырывают из-под снега )

- Какую пользу приносят олени?

- От оленей получают вкусное мясо, тёплые шкуры и красивые рога, из которых любители-косторезы делают различные поделки-сувениры.

 

- Сейчас я предлагаю поиграть в игру «ЛОВЛЯ ОЛЕНЕЙ»

Играющие делятся на две группы. Одни – олени, другие – пастухи. Пастухи берутся за руки и стоят полукругом лицом к оленям. Олени бегают по очерченной площадке. По сигналу «Лови!» пастухи стараются поймать оленей и замкнуть круг.

Правила игры: Ловить оленей можно только по сигналу. Круг замыкают тогда, когда поймано большее число игроков. Олени стараются не попадать в круг, но они уже не имеют права вырываться из круга, если он замкнут.

- Ребята, но не только оленеводством и рыболовством заняты ненцы. В северных лесах живет множество зверей. Я буду загадывать загадки, а вы отгадывать.

- Днём и ночью дрожит, всего боится. (Заяц) (слайд 7)

- Великан полгода спит. (Медведь) (слайд 8)

- В ночь беззвёздную до чума

Кто добраться вам поможет?

Кто разыщет путь по ветру,

Если в тундре бездорожье? (Олень) (слайд 9)

- Зимой, как ягель, серая, летом, как лист осины, коричневая. (Белка) (слайд 10)

- Зимой и летом - как ягель. (Волк) (слайд11)

- Каких зверей мы не называли? ( Соболь, писец, горностай) (слайд 12)

- Чем ценны эти звери? (у них очень красивый, пушистый и теплый мех.)

- Пушнину называют мягкое золото.

- А еще северный край богат газом и нефтью. Работают здесь нефтяники и строители. (Слайд 13)

- Строители строят новые дома, города. Нефтяники и буровики добывают газ и нефть.

- Нефть – черное золото. Это богатство нашей страны. Нефть нужна не только всей нашей стране, но и для обмена с другими странами.

- Ребята, а чем же занимаются женщины? (они шьют одежду из оленьих шкур, украшают ее бисером, меховым орнаментом) (слайд 14)

- Но ненцы не только умеют трудиться, но и любят отмечать праздники.

- Народы Севера отмечают такие праздники, как День рыбака и День оленевода. (слайд 15) На праздниках есть место и играм. Давайте и мы с вами поиграем в игру «ЛЬДИНКИ, ВЕТЕР И МОРОЗ»

Дети  встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:

- Холодные льдинки,

Прозрачные льдинки,

Сверкают, звенят:

«Дзинь, дзинь…»

Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши товарища. Хлопают в ладоши и говорят: «Дзинь, дзинь» до тех пор, пока не услышат сигнал» Ветер!». Дети-льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг – большую льдинку. На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в круг и берутся за руки.

Правила игры: Выигрывают те дети, у которых в кругу оказалось большее число игроков. Договариваться надо тихо о том, кто с кем будет строить льдинку. Договорившиеся берутся за руки. Менять движения можно только по сигналу «Ветер!» или «Мороз!». В игру желательно включать разные движения: поскоки, легкий или быстрый бег, боковой галоп и т.д.

- Дети, о ком и о чём мы беседовали сегодня? (о севере, о ненцах).

- Чем же богат северный  край? (нефтью, газом, лесами, рыбой, зверями.)

- Да, край удивительно богат и красив. Я вам предлагаю нарисовать самое красивое явление природы, которое можно увидеть только на севере, это? (северное сияние)

Дети рисуют северное сияние нетрадиционной техникой по сырому.

Категория: Конспекты занятий | Добавил: Ириша (17.02.2018)
Просмотров: 5 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar