Главная » Статьи » Конспекты занятий |
Конспект занятия в старшей группе Тема: Лепка «Дымковская игрушка». Программное содержание: Художественно - эстетическое развитие. Формирование элементарных представлений о видах искусства: об истории народного промысла Дымка, достижениях народных мастеров. Создание условий для приобретения опыта: восприятия (рассматривания) подлинных предметов народного декоративно-прикладного искусства овладения средствами лепки, в том числе овладения способами и приёмами лепки (из целого куска, моделирования вылепленных форм кончиками пальцев, сглаживания мест соединения), соединения частей путём прижимания и примазывания, установления фигуры на ногах. Обеспечение развития первичных представлений: о правильной позе и необходимости быть аккуратным при работе за столом Социально – коммуникативное развитие. Обеспечение развития первичных представлений: о способах саморегуляции собственных действий. Создание условий для приобретения опыта: самостоятельной постановки цели, реализации замысла, отбора необходимых средств достижения цели, доведения начатого дела до завершения. Познавательное развитие Создание условий для приобретения опыта: самостоятельного осуществления перцептивных (обследовательских) действий; классификации и сериации предметов по заданному признаку, обобщения предметов по выделенным признакам развития познавательно-исследовательской деятельности, решения проблемных ситуаций. Речевое развитие Создание условий для приобретения опыта: понимания и употребления в собственной речи слов обозначающих разнообразные свойства и качества предметов слов — названий обследовательских действий. Физическое развитие Создание условий для приобретения опыта: инициативного, творческого участия в народных подвижных играх.
Интеграция областей: «Художественно - эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие». Оборудование: ИКТ, CD – проигрыватель, народные игрушки, сундучок; письмо, схема лепки дымковской игрушки, глина, дощечки для лепки, влажные и сухие салфетки, фартуки, стеки. Воспитатель: Здравствуйте ребята, я рада всех вас сегодня видеть. Здравствуйте — желаю вам здоровья! В слове этом — мудрость, доброта, Что всегда соседствуют с любовью, И души народной красота! Воспитатель Дети, вы ничего нового в группе не заметили?(находят в группе письмо и сундучок) Воспитатель: Как узнать, откуда письмо? Воспитатель: Письмо от мастеров из Дымково, в нем загадка: Солнце яркое встаёт, Спешит на ярмарку народ, А на ярмарке товары: Продаются самовары, Покупают люди сушки И отличные игрушки! А вот какие игрушки отгадайте? - Весёлая белая глина Кружочки полоски на ней, Козлы и барашки смешные, Табун разноцветных коней, Кормилицы и водоноски, И всадники, и ребятня, Собачки, гусары и рыбы, А ну-ка отгадайте - ка друзья! (Дымковская) (открывают сундучок) Воспитатель: Посмотрите, все ли здесь дымковские игрушки? Выберите себе любую игрушку и сравните ее с дымковской игрушкой. Что общего и чем отличаются? Воспитатель: Ребята, а вы готовы сегодня узнать секреты народных игрушек из Дымково? Тогда прошу вас сесть. Воспитатель: (показывает презентацию и рассказывает) Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой речки стоит большое село Слобода Дымково под Вяткой. Вятский край издавна славился художественными промыслами. Работы талантливых народных умельцев были повсеместно известны ещё в далеком прошлом. Ласково и нежно называют эту игрушку – дымка. Почему игрушка могла получить такое название? Игрушку называют «дымковской» по месту её проживания. С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно заречную слободу Дымково. Зимой, когда топятся печи, когда туман слобода вся – будто в дыму, в дымке. Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка. Домов в селе было много. Жили в том селе весёлые и озорные люди. Любили они лепить весёлые, яркие, красочные игрушки, свистульки. А чтобы получились такие нарядные игрушки, нужно было знать секреты изготовления. Глину собирали после половодья, смешивали с мелким и чистым речным песочком. Тогда сделанные из нее игрушки во время обжига в печи не трескались. Подготовив глину, приступали к лепке. Готовые фигурки обжигали в русской печке, отчего глина затвердевала. После обжига фигурки по-прежнему остаются красно-коричневые, как кирпич, по цвету здешней глины. Дымку обязательно отбеливали – окунали в раствор мела с молоком, просушивали и только потом раскрашивали. А как выдумаете, как люди узнали о дымковской игрушке мастеров? Много их наделают за долгую зиму. А когда поднимется в небе золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, весёлые люди выносили свои весёлые игрушки и ну свистеть – зиму прогонять, весну славить. Готовые игрушки – яркие, разноцветные, праздничные целыми возами отправляли на шумные многолюдные ярмарки.. А по имени этого села и игрушки стали называть дымковскими. Село это славится на весь мир, своей игрушкой знаменитою. Воспитатель: На ярмарке, как известно шум, да веселье. Вот и я хочу поиграть с вами в русскую народную игру «У дядюшки Трифона». У дядюшки Трифона было семеро детей, Семеро сыновей. Они не пили, не ели, друг на друга смотрели. Разом делали, как я! После этих слов водящий делает какое-нибудь движение, а все повторяют это движение. Водящий выбирает того, кто, по его мнению, лучше всех повторил движение и задает вопрос: « что ты делал?» Если выбранный дает правильный ответ, то становится водящим. Воспитатель: Ребята, а вы хотите попробовать сделать дымковскую игрушку лошадку для ярмарки? Воспитатель: Подумайте, как можно слепить лошадку из целого куска глины? Какие приемы использовать? Воспитатель: Ноги и туловище лепим из целого куска глины, ноги разрезаем при помощи стеки, формируем их. Затем лепиться голова и шея животного, а ушки защипываем. Дальше примазываем голову и шею к туловищу. А потом делаем жгут – это грива и хвост, их мы тоже примазываем к фигурке. Вот и получилась выразительная и красивая лошадка. Воспитатель: Ребята, как нужно работать с глиной, чтобы рабочее место и одежда были в порядке? Воспитатель: А теперь давайте разомнем пальчики Пальчиковая гимнастика «Дымковские барышни». Мы игрушки расписные, Хохотушки вятские Щеголихи слободские Кумушки посадские Наши руки крендельком Щеки будто яблочки. С нами издавна знаком Весь народ на ярмарке. Воспитатель: Вот и размяли пальчики, приготовились к работе. А, чтобы было легко работать, мы будем слушать русскую народную мелодию. (Дети лепят) Воспитатель: Не будет скуки, когда заняты руки. Глина какая? (волшебная, мягкая, податливая, пластичная). В добрых руках превращается в интересные фигурки (спрашивает, как ты будешь лепить, что будешь лепить сначала, прибегает к показу, для тех, кто затрудняется). Воспитатель: Ну, как вы думаете, получилось у нас сделать лошадок как у дымковских мастеров? Посмотрите на свои игрушки, как вы думаете, что у вас получилось, а что не очень? (выставляет все игрушки на стол) Какая игрушка больше всего нравится? Воспитатель: «Каков мастер, такова и работа» - так говорили на Руси. Весёлые, добрые мастера делали эти игрушки. Получились они не похожие друг на друга. А можно их хоть сейчас все на ярмарку отправить? Воспитатель: Мы их высушим, побелим, распишем, а тогда уж и на ярмарку. Спасибо вам, ребята. | |
Просмотров: 297 | |
Всего комментариев: 0 | |