Главная » Статьи » Конспекты занятий

Лепка «Дымковская игрушка».

Конспект занятия в старшей группе

Тема: Лепка «Дымковская игрушка».

Программное содержание:

Художественно - эстетическое развитие. Формирование элементарных представлений о видах искусства:

об истории народного промысла Дымка, достижениях народных мастеров.

Создание условий для приобретения опыта:

восприятия (рассматривания) подлинных предметов народного декоративно-прикладного искусства

овладения средствами лепки, в том числе овладения способами и приёмами лепки (из целого куска, моделирования вылепленных форм кончиками пальцев, сглаживания мест соединения), соединения частей путём прижимания и примазывания, установления фигуры на ногах.

Обеспечение развития первичных представлений:

о правильной позе и необходимости быть аккуратным при работе за столом

Социально – коммуникативное развитие. Обеспечение развития первичных представлений:

о способах саморегуляции собственных действий.

Создание условий для приобретения опыта:

самостоятельной постановки цели, реализации замысла, отбора необходимых средств достижения цели, доведения начатого дела до завершения.

Познавательное развитие Создание условий для приобретения опыта:

самостоятельного осуществления перцептивных (обследовательских) действий;

классификации и сериации предметов по заданному признаку, обобщения предметов по выделенным признакам

развития познавательно-исследовательской деятельности, решения проблемных ситуаций.

Речевое развитие Создание условий для приобретения опыта:

понимания и употребления в собственной речи слов обозначающих разнообразные свойства и качества предметов

слов — названий обследовательских действий.

Физическое развитие Создание условий для приобретения опыта: инициативного, творческого участия в народных подвижных играх.

 

Интеграция областей: «Художественно - эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Оборудование: ИКТ, CD – проигрыватель, народные игрушки, сундучок; письмо, схема лепки дымковской игрушки, глина, дощечки для лепки, влажные и сухие салфетки, фартуки, стеки.

Воспитатель: Здравствуйте ребята, я рада всех вас сегодня видеть.

Здравствуйте — желаю вам здоровья!

В слове этом — мудрость, доброта,

Что всегда соседствуют с любовью,

И души народной красота!

Воспитатель Дети, вы ничего нового в группе не заметили?(находят в группе письмо и сундучок)

Воспитатель: Как узнать, откуда письмо?

Воспитатель: Письмо от мастеров из Дымково, в нем загадка:

Солнце яркое встаёт,

Спешит на ярмарку народ,

А на ярмарке товары:

Продаются самовары,

Покупают люди сушки

И отличные игрушки!

А вот какие игрушки отгадайте? -

Весёлая белая глина

Кружочки полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собачки, гусары и рыбы,

А ну-ка отгадайте - ка друзья! (Дымковская)

(открывают сундучок)

Воспитатель: Посмотрите, все ли здесь дымковские игрушки? Выберите себе любую игрушку и сравните ее с дымковской игрушкой. Что общего и чем отличаются?

Воспитатель: Ребята, а вы готовы сегодня узнать секреты народных игрушек из Дымково? Тогда прошу вас сесть.

Воспитатель: (показывает презентацию и рассказывает)

Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой речки стоит большое село Слобода Дымково под Вяткой. Вятский край издавна славился художественными промыслами. Работы талантливых народных умельцев были повсеместно известны ещё в далеком прошлом. Ласково и нежно называют эту игрушку – дымка. Почему игрушка могла получить такое название? Игрушку называют «дымковской» по месту её проживания. С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно заречную слободу Дымково. Зимой, когда топятся печи, когда туман слобода вся – будто в дыму, в дымке. Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка.

Домов в селе было много. Жили в том селе весёлые и озорные люди. Любили они лепить весёлые, яркие, красочные игрушки, свистульки.

А чтобы получились такие нарядные игрушки, нужно было знать секреты изготовления. Глину собирали после половодья, смешивали с мелким и чистым речным песочком. Тогда сделанные из нее игрушки во время обжига в печи не трескались. Подготовив глину, приступали к лепке. Готовые фигурки обжигали в русской печке, отчего глина затвердевала. После обжига фигурки по-прежнему остаются красно-коричневые, как кирпич, по цвету здешней глины. Дымку обязательно отбеливали – окунали в раствор мела с молоком, просушивали и только потом раскрашивали.

А как выдумаете, как люди узнали о дымковской игрушке мастеров?

Много их наделают за долгую зиму. А когда поднимется в небе золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, весёлые люди выносили свои весёлые игрушки и ну свистеть – зиму прогонять, весну славить. Готовые игрушки – яркие, разноцветные, праздничные целыми возами отправляли на шумные многолюдные ярмарки.. А по имени этого села и игрушки стали называть дымковскими. Село это славится на весь мир, своей игрушкой знаменитою.

Воспитатель: На ярмарке, как известно шум, да веселье. Вот и я хочу поиграть с вами в русскую народную игру «У дядюшки Трифона».

У дядюшки Трифона было семеро детей,

Семеро сыновей.

Они не пили, не ели, друг на друга смотрели.

Разом делали, как я!

После этих слов водящий делает какое-нибудь движение, а все повторяют это движение. Водящий выбирает того, кто, по его мнению, лучше всех повторил движение и задает вопрос: « что ты делал?» Если выбранный дает правильный ответ, то становится водящим.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите попробовать сделать дымковскую игрушку лошадку для ярмарки?

Воспитатель: Подумайте, как можно слепить лошадку из целого куска глины? Какие приемы использовать?

Воспитатель: Ноги и туловище лепим из целого куска глины, ноги разрезаем при помощи стеки, формируем их. Затем лепиться голова и шея животного, а ушки защипываем. Дальше примазываем голову и шею к туловищу. А потом делаем жгут – это грива и хвост, их мы тоже примазываем к фигурке. Вот и получилась выразительная и красивая лошадка.

Воспитатель: Ребята, как нужно работать с глиной, чтобы рабочее место и одежда были в порядке?

Воспитатель: А теперь давайте разомнем пальчики

Пальчиковая гимнастика «Дымковские барышни».

Мы игрушки расписные,

Хохотушки вятские

Щеголихи слободские

Кумушки посадские

Наши руки крендельком

Щеки будто яблочки.

С нами издавна знаком

Весь народ на ярмарке.

Воспитатель: Вот и размяли пальчики, приготовились к работе. А, чтобы было легко работать, мы будем слушать русскую народную мелодию. (Дети лепят)

Воспитатель: Не будет скуки, когда заняты руки. Глина какая? (волшебная, мягкая, податливая, пластичная). В добрых руках превращается в интересные фигурки (спрашивает, как ты будешь лепить, что будешь лепить сначала, прибегает к показу, для тех, кто затрудняется).

Воспитатель: Ну, как вы думаете, получилось у нас сделать лошадок как у дымковских мастеров? Посмотрите на свои игрушки, как вы думаете, что у вас получилось, а что не очень? (выставляет все игрушки на стол) Какая игрушка больше всего нравится?

Воспитатель: «Каков мастер, такова и работа» - так говорили на Руси. Весёлые, добрые мастера делали эти игрушки. Получились они не похожие друг на друга. А можно их хоть сейчас все на ярмарку отправить?

Воспитатель: Мы их высушим, побелим, распишем, а тогда уж и на ярмарку. Спасибо вам, ребята.

Категория: Конспекты занятий | Добавил: Ириша (11.02.2018)
Просмотров: 16 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar