Главная » Статьи » Проекты

Проект куклы финно-угорских народов.

Проект куклы финно-угорских народов.

Актуальность Россия всегда являлась многонациональным государством, где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, привитие ребёнку нравственных ценностей не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства не только своего народа, но и других народов, освоения народной культуры. В нашем сегодняшнем желании узнать, как жили люди разных народов на Руси и как украшали свой быт, во что одевались и какими игрушками играли, кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа. Одним из самых загадочных символов России является народная кукла. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов разных народов.

Традиционная тряпичная кукла переживает подлинное возрождение в сегодняшней России. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту. Участие ребёнка в создании народной куклы позволяет развить у него творческие начала, воображение, фантазию, активизирует познавательную деятельность, воспитывает интерес и уважение к культуре не только своего народа, но и других народов. И самой любимой куклой всегда будет та, которая сделана своими руками. Пусть она не так красива, но зато в ней что-то такое, от чего теплеет взгляд и нежной волной заполняется сердце. У нас педагогов и родителей есть замечательная возможность научить ребенка жить в мире и согласии с людьми разных национальностей.

 

Участники проекта. Дети, родители, воспитатели.

Тип проекта. Долгосрочный.

Цель проекта. Познакомить детей с куклами финно-угорских народов, формирование у детей интереса к культуре финно-угорских народов через образ традиционной народной куклы. Создание своей коллекции (мини-музея) тряпичных кукол.

Задачи.

- познакомить детей с историей возникновения тряпичных кукол;

- дать детям понятие, что в зависимости от назначения тряпичные куклы делились на группы (игровые, обрядовые, обереговые);

- найти сходства в изготовлении кукол разных народов;

- изучить и применить на практике технологии изготовления различных видов тряпичных кукол;

- развивать мелкую моторику рук;

- формировать индивидуальные творческие способности детей;

- учить умению самостоятельно подбирать цветовые решения и украшения для куклы;

- обогащать словарный запас, знакомить с новыми словами и их значениями (кукла-закрутка, оберег, лоскут, безликая кукла, фартук, рукодельница и т.д);

- стимулировать развитие коммуникативных навыков и дружелюбия.

 

Гипотеза: через куклу из поколения в поколение передается духовная сила, национальное богатство, талант и культура целого народа. На основе изучения технологии и применения тряпичных кукол разных народов, можно предположить, что тряпичные куклы являются связующим звеном культур разных народов.

Прогнозируемые результаты.

 

1. У детей сформированы знания о тряпичной народной кукле, материалах, необходимых для её изготовления

2. В группе созданы необходимые условия для ознакомления детей с тряпичной куклой: альбом с описанием разных видов тряпичных кукол; подборка презентаций «Ненецкая народная кукла», «Вепская кукла», «Кукла Акань», «Ижорская кукла», «Мордовская кукла»; мини-музей тряпичной куклы.

3. Дети проявляют интерес к куклам финно-угорских народов. Умеют находить сходство и различия.

4. Дети умеют самостоятельно создавать тряпичную куклу.

5. Родители привлечены к активному участию в реализации проекта.

 

Формы работы с детьми.

Беседы, просмотр презентации «Народная кукла», ознакомление с народными сказками, занятия, досуги, самостоятельная деятельность (продуктивная, дидактические игры).

Работа с родителями:

- Консультации: «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре», «Народная кукла в играх современных детей».

Цель: наладить взаимодействие с родителями в организации исследовательской деятельности по теме «Создание кукол финно-угорских народов».

- Пополнение мини-музея тряпичными куклами, сделанными своими руками.

- Совместное занятие с родителями по изготовлению тряпичных кукол (пеленашка ) «Рукам – работа, душе – праздник!»

 

Этапы работы над проектом.

1 этап. Подготовительный.

- Подбор и рассматривание игрушек – самоделок, народных игрушек;

- Подбор презентаций, картинок с изображением различных народных игрушек, кукол;

- Изготовление воспитателем образцов народных кукол;

- Подбор природного и бросового материала;

- Подбор дидактических игр, подбор сказок, стихов, загадок о кукле.

- Подготовка перспективного плана.

 

2 этап. Основной.

Занятия с детьми в соответствии с перспективным планом.

Пополнение развивающей среды.

Создание альбома «Куклы финно-угорских народов»

Выставки детских работ.

3этап. Итоговый.

Создание мини-музея кукол финно-угорских народов.

Реализация проекта осуществляется через различные виды детской деятельности: игровую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкальную, художественную, коммуникативную, чтение художественной литературы.

 

Результат работы по проекту:

В процессе нашего проекта выяснилось, что:

1. куклы разных народов сначала имели ритуальное значение, а затем становились игрушками для детей;

2. технология создания кукол у разных народов почти одинакова.

3. выполняются куклы из похожих материалов. Иногда, даже трудно определить, куклу какого региона мы видим перед собой. Разница минимальная и в декорировании, и в назначении кукол.

Народы нашей страны издавна жили дружно, перенимая предметы быта, стиль одежды, ритуальные обряды у соседей. Эта ассимиляция особенно заметна при сравнении тряпичных кукол. Значит наша гипотеза, выдвинутая в начале исследования, о том, что тряпичные куклы являются связующим звеном культур разных народов, подтвердилась.

В результате проведённой работы, совместными усилиями воспитателей, детей и родителей был создан мини-музей “Куклы финно-угорских народов”.

Здесь располагались куклы выполненные руками детей и родителей. Был создан центр творчества, где желающие могли сами изготовить куклу по представленным схемам.

Работал мини-музей две последние недели мая, доступ в музей был

свободный, экскурсии проводили дети подготовительной группы и воспитатели.

   

 

    

  

      

  

Литература:

1 Е.И. Ковычева: Кукла в диалоге культур - г. Ижевск, Издательство УдГУ, 1998 г.

Е.И. Ковычева: Народная игрушка - г. Ижевск, Издательство УдГУ, 2006 г. Л.А. Латынин: Образы народного искусства - г. Калинин, издательство «Знание», 1982г

М.М.Павлова: Кукольное царство - г. Екатеринбург, издательство «Уральский центр народных промыслов и ремёсел, 2004 г

В. Петрухин: Мифы финно-угров - г. Москва, издательство «Астрель АСТ Транзиткнига», 2005 М.

 

Категория: Проекты | Добавил: Ириша (11.03.2018)
Просмотров: 754 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar